Лицей г.Бор 
              Нижегородская обл.                                            
                                                              

 

Программа развития

 

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БОРСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        ЛИЦЕЙ г. БОРА     

ПРОГРАММА

развития муниципального образовательного учреждения

лицей г. Бора Нижегородской области

на 2006-2010 г.г.

 Паспорт

Программы развития лицея г. Бора Нижегородской области

на 2006-2010 учебный год.

 

Наименование программы             

Комплексная  целевая программа развития МОУ лицей как школы самоактуализации личности.

 

Основание для разработки                         

Закон Российской Федерации  от 10 июля 1992 года № 3266 – “Об образовании”, Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 393 “О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ № 73а   по лицею от 22 июня 2005 года “О программе развития лицея на 2006 – 2010 годы ”.

 

Заказчик программы                                             Учредитель Лицея Администрация Борского района

 

Разработчик программы                                        Лицей г. Бора Нижегородской области

 

Цель программы                                               Целью программы является определение общей    стратегии развития образования в лицее, определение роли и места школы в образовательной сфере района и города, приведение системы образования в школе в состояние адекватное потребностям социума и отдельной личности в соответствии с концепцией модернизации Российского образования.

 

Задачи программы                                  1. Построение системы качественного статусного образования.

                                                                     2. Создание гуманистически ориентированной образовательной среды как важного условия сохранения психологического и физического здоровья, качества образования личности, ее саморазвития и успешной социализации.

3. Сочетание когнитивно – центрированного содержания деятельности школы с гуманистическим.

 4. Создание информационно – методической базы учебного заведения.

 

Сроки и этапы реализации программы             2006 – 2010 годы

                                                                                   I этап            2006 г.

                                                                                   II этап           2007 – 2008 г.г.

                                                                                   III этап          2009 – 2010 г.г.

Основные направления программных    мероприятий                                                           

 - Повышение профессиональной компетентности учителей

- Обучение и воспитание учащихся

- Дополнительное образование учащихся (связь школы с вузами и другими внешкольными учреждениями)

- Создание условий для укрепления сотрудничества школы и родителей

- Информатизация образования

- Экономическое обеспечение

- Международные связи в области образования

- Управление и нормативно – правовая база

 Исполнители основных мероприятий                              Педагогический коллектив МОУ лицей  

Финансовое обеспечение программы                              Бюджетные и внебюджетные средства

                                                                                                   2006 – 2010 уч. год -  13 млн. 500 тыс.руб.

 Ожидаемые результаты               

Создание системы деятельности школы, способствующей развитию самоактуализации личности ученика и педагога.

 

Пояснительная записка

Муниципальное образовательное учреждениелицей г. Бора Нижегородской области – это школа самоактуализации личности, школа для тех, кто считает хорошее образование ценностью, престижем и приоритетом.

Школа получила статус лицея в 2002 году (лицензия № 14 091 от 13.09.2002 г.) и определяет свою миссию в образовательном пространстве г. Бора и Борского района со своей спецификой социального заказа, объема и качества образовательных услуг, выбрав направление деятельности как лицей естественнонаучного профиля.

Разработку проекта модели школы самоактуализации личности педагогический коллектив лицея рассматривает в качестве шага развития или перехода к новому качеству содержания школьного образования в контексте двух фундаментальных изменений, обозначенных  в Концепции модернизации современного российского образования: модернизация структуры и содержания общего и среднего образования и становление и развитие новых педагогических компетенций в системе профессионального образования.

Подобное понимание проблемы построения практики лицейского образования предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает оформление нововведений и их нормативное закрепление. Решение проблемы разработки модели школы самоактуализации личности связано с принципиальным различением таких фундаментальных категорий и понятий как актуализация, самоактуализация, типология поведения и деятельности человека, направленная на повышение уровня самоактуализации, технологии самоактуализации и самореализации человека.

Одним из родовых понятий педагогики школы самоактуализации личности является понятие самоактуализация. Актуальный - это важный, существенный для настоящего времени, проявляющийся в действительности. Актуализация (филос.) - это осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. В психологии актуализация означает Действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспроизведении и разработке технологий и проектов нового опыта. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные, заложенные в сознание от природы нравственные ценности, делать их значимыми для личности.

Самоактуализация - это стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Самоактуализация- это “желание человека самоосуществиться, а именно - его стремление стать тем, чем он может быть” (А.Маслоу). Это полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей и т.п..

В педагогической теории и практике инновационного лицейского образования различают восемь признаковповедения человека, ведущих к самоактуализации.

1.            Самоактуализация - это полное, живое, концентрированное пережи-    вание происходящего с человеком и вне его;

2.            Жизнь - это процесс выборов. Самоактуализация предполагает осуществление выбора в пользу личностного роста.

3.            Актуализация- становление реальным, существование фактическое, а не только потенциальное. Самоактуализация - это научение со- настраиваться со своей собственной внутренней природой: решать для себя, нравится ли тебе самому определенная книга, программа, независимо от мнений и точек зрения других.

4.            Честность и принятие ответственности за свои действия. Поиск ответов внутри себя в согласии со своей совестью, а не позирование и желание хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5.            Вера в свои суждения и умение их отстаивать.

6.            Самоактуализация - постоянный процесс развития своих потенциальностей. Большой талант или разумность - это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много. Самоактуализация - это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это - способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7.            "Пик-переживания" - переходные моменты самоактуализации. Это особенно радостные и волнующие моменты в жизни, они вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы.

8.            Обнаружение своих "защит" и работа по отказу от них. В основе личности, считал А. Маслоу, заложена мотивационная сфера, т.е. то, что движет человеком, то, что делает его личностью. Весьма важной для старших школьников становится помощь со стороны взрослых в определении способов самореализации.

Именно данная позиция педагогического коллектива лицея, рискнувшего создать условия для самоактуализации своих воспитанников, послужила обоснованием для определения лицея г. Бора Нижегородской области как школы самоактуализации личности, включающей такие ценности как:

        Человек рассматривается как единое целое.

        Человек в корне свободен и ответственен за свои решения.

        Поведение человека регулируется рациональными силами, принятием рациональных решений и стремлением рационально актуализировать свой потенциал.

        Умеренный конституционализм, выраженный в концепции мета-потребностей.

        Каждый человек уникален в выражении этих потребностей

        Постоянное стремление к личностному росту, когда люди обладают способностью решать, какими они хотят стать, приводит к тому, что личность непременно меняется.

        Учащихся нельзя обучать традиционными методами. Традиционное обучение необходимо преобразовывать за счет таких педагогических средств, которые позволяют демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере (как иерархию целостностей).

        Самоактуализируясь, человек стремится максимально реализовать весь свой потенциал способностей, чтобы “быть тем, кем он может стать”. Стремление к самоактуализации, по своей сути, есть стремление к самоутверждению за счет проявления, специфического включения целого набора личностных структур сознания: рефлексии, коллизийности, мотивации, опосредования, смыслотворчества, создания собственной картины мира и т.д.

 

1.    Обоснование и целевые ориентации программы

1.1.Информационная справка о лицее за 2005 – 2006 учебный год

 К моменту создания программы, т.е. в 2005 г. в лицее обучалось 482 учащихся. На I ступени обучения – 38 учащихся, на II ступени – 311 учащихся, на III ступени - 133 учащихся.

Количество учебных кабинетов в начальном звене – 7, предметных кабинетов – 21, кабинет психолога, кабинет социального педагога, 2 мастерских, медицинский кабинет. В лицее имеется спортзал, тренажерный зал, спортплощадка, актовый зал на 180 мест, столовая на 150 мест, пищеблок, библиотека, книгохранилище (общий фонд литературы - 28860 экземпляров), 3 компьютерных класса (количество компьютеров – 35шт., спецификации IBM и Pentium) c дополнительным оборудованием: модем, проектор, принтер, факс – модем, сканер. Технические средства обучения: диапроекторы – 4 штуки, кинопроекторы – 4 шт, магнитофоны – 20шт., видеомагнитофоны – 7шт., телевизоры – 7шт., “Ямаха” - 1шт, МК “Электроника” - 3шт., пианино – 3шт., муз. центр -1шт., медиатека.

Педколлектив состоит из 48 человек.

Из них имеют высшую категорию –                                        15 чел.

                 первую категорию –                                          25 чел.

                 вторую категорию –                                             8 чел.

                 звание “Отличник народного просвещения” -10 чел.

                “Заслуженный учитель” -                                    2 чел.

Состояние педагогических кадров по педагогическому стажу:

до 10 лет – 5 чел.; от 10 до 20 лет – 14 чел.; свыше 20 лет – 29 чел

По образованию: высшее – 44; средне – специальное – 4; среднее – 0

Средний возраст учителя – 45 лет;

Таблица 1.

Результаты образовательной деятельности за последние три года:

 

 

2002-2003

2003-2004

2004-2005

 

Качество знаний

Обучен-ность

Качество знаний

Обучен-ность

Качество знаний

Обучен-ность

 

I ступень

74%

100%

73%

100%

76%

100%

II ступень

37%

99,8%

37%

100%

41%

99,7%

III ступень

42%

100%

47%

100%

30%

100%

 

II и III ступени обучения (начиная с 8 класса) в лицее представлены классами с углубленным изучением предметов:

-        физико – математическим;

-        экономическим;

-        химико – биологическим;

-        с 2005 учебного года информационно – технологическим

На III ступени обучения имеют место спецкурсы по математике, физике, экономике, химии, биологии, информатике, иностранному языку.

В основе углубленного изучения лежат соответствующие программы. Содержание углубленного изучения предполагает преимущественное погружение в предмет.

Гуманистическая составляющая представлена предметами гуманитарно – культурологического цикла: ритмика и танец, музыка, ИЗО и художественный труд, культура общения, иностранный язык - на I ступени обучения; риторика, ритмика и танец, психология - на II ступени; МХК, психология – на III ступени.

Образование в лицее - это соединение содержания базового, лицейского и дополнительного в единстве составляющих их содержаний , а также “скрытого” содержания, заключающегося в “организации гуманистически ориентированной образовательной среды”.  

Научно – методическую помощь школе оказывают ННГУ им. Н.И.Лобачевского, НГТУ, НИРО, НЛГУ им. Н.А.Добролюбова через семинары, руководство научно – исследовательской работой и участие в традиционной Декаде науки.

1.2.     Анализ социокультурной и образовательной ситуации.

Город Бор – районный центр Нижегородской области – получил статус города в 1938 г. Сейчас это динамично развивающийся город с 65 тыс. жителей. Здесь сохранились и работают шесть старых производств строительной, судоремонтной и машиностроительной промышленности регионального и российского значения. За последние годы, благодаря реализации ряда инвестиционных проектов, произошла революционная модернизация этих производств и начали действовать новые: “Берикап”, “Тропласт”, “Иойват”, “ДХАЛ Лейпциг” (Германия), “Галинна Бланка” (Испания), “Цитрон”, “Гофрокартон” (Россия). Город Бор – называют “столицей” инвестиций малых городов России.

В городе 5 вузов дистанционного обучения, 13 школ, 6 библиотек, 3 стадиона, художественная и музыкальная школы, Школа искусств, Дворец детского творчества “Алиса”, Дворец спорта “Кварц”, Станция юных техников, Станция юных туристов, 4 дома культуры. МОУ лицей г. Бора находится в микрорайоне, который образовался при ОАО “Борский стекольный завод”- современном модернизированном предприятии – мировом лидере производства стекла. Большинство рабочих и служащих, ИТР, руководителей данного предприятия – родители, выпускники лицея.                                                

 Таблица 2

Социальный состав родителей школы в (процентах).

 

 

2003-2004 г.г.

2004-2005 г.г.

2005-2006 г.г.

Служащие

60

55

52

Рабочие

20

19

19

Занятые в сфере обслуживания

8

11

16

Частные предприниматели

6

8

9

Неработающие

6

7

4

 

Таблица 3

Образовательный статус родителей (в процентах).

 

 

2003-2004 г.г.

2004-2005 г.г.

2005-2006 г.г.

Высшее

27

31

34

Средне профессиональное

31

27

23

Начальное профессиональное

32

34

36

Среднее

9

7

7

Неполное среднее

-

-

-

Таблица 4

Социальный паспорт лицея представляет следующую картину:

 

1.

Количество учащихся в школе

482

2.

Многодетные семьи

                    с 3 детьми

                    с 4 детьми

                    с 5 детьми                   

11

9

1

1

3.

Семьи одиноких матерей

                    детей в них

3

3

4.

Семьи с детьми – инвалидами (детей инвалидов в них)

4 (4)

5.

Неполные семьи (детей в неполных семьях)

76 (76)

6.

Безработные семьи (детей в указанных семьях)

3 (3)

7.

Детей, находящихся под опекой

                   детей – сирот

                   детей, оставшихся без попечения родителей

из них:

                   лишены родительских прав

                   родители в розыске и родители недееспособны

3

1

1

 

3

-

8.

Неблагополучные семьи, в том числе детей

1

9.

Малообеспеченные семьи

                   детей в малообеспеченных семьях

17

18

 

Таким образом, из 482 учащихся 127 (или 26%) требуют к себе специального внимания в силу неординарных социальных условий, в которых оказались их семьи.

 Из таблиц 2 и 3 видно, что основной контингент родителей составляют служащие, рабочие, а также представители среднего и малого бизнеса, образовательный уровень которых довольно высок. Родители предъявляют школе запрос на полноценное качественное образование детей в соответствии с их интересами и склонностями, которое предоставит возможность успешного самоопределения в социуме.

В соответствии с Федеральной программой развития образования для осуществления качественного обновления содержания образования, учитывая социально – экономическую обстановку в стране и регионе, а также социальный запрос, учебное заведение приобрело статус лицея.

Лицей призван обеспечить углубленное изучение отдельных предметов (математики, информатики, физики, химии, биологии, экономики) программы полного общего среднего образования. МОУ лицей на договорной основе сотрудничает с университетами г. Нижнего Новгорода (ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГТУ, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова). На базе лицея работает Школа “Одаренные дети”, занятия в которой проводят преподаватели ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

 Прогноз численности учащихся лицея на срок действия Программы – 500 человек.

Качество знаний учащихся школы за последние 3 года стабильно ( Таблица 1), а процент обученности близок к 100%. Но качество знаний на П и Ш ступенях обучения, находящееся на допустимом уровне, нас не устраивает.. В связи с обозначившейся проблемой в 2003 году были проведены исследования профессиональной компетенции учителя, которые свидетельствовали о высокой значимости для педагогов эгоистической, бюрократической центраций и низкой – гуманистической .

Анализ речи учителя (по Фландерсу) подтвердил недостаточность гуманистических установок педагогов.

Изучение учебных трудностей учащихся определило как одну из главных трудностей - быстрый темп подачи учебного материала.

Диагностика состояния адаптации учащихся показала высокий процент (70-80%) школьной дезадаптации учеников Ш ступени (2002 – 2003 учебный год).

Анкетирование учащихся 11-х классов указало на невысокий уровень сотрудничества детей и учителей. 30 % одиннадцатиклассников считали , что лицей не является моделью открытого демократического общества, 45 % - что решения принимаются сверху, 50 % - что допускается открытое выражение мнений .

Проблема: демократизация школьной жизни, эффективность образовательного процесса и управления невозможны без параллельного осуществления гуманизации отношений в системе “руководитель – учитель – ученик – родитель”.

Пути решения данной проблемы:

-        переход на человекоцентрированную позицию, субъект – субъектные отношения;

-        усовершенствование учебно – воспитательного процесса через освоение и применение современных образовательных технологий;

-        совершенствование психолого – педагогической подготовки учителей;

-        создание психологически безопасной толерантной среды.

Была выявлена еще одна проблема:

теоретический способ познания действительности, являющийся преобладающим у учащихся лицея, перегруженность программ интеллектуальным анализом приводят к одностороннему развитию личности. Отсюда вытекает необходимость в развитии эмоционально – ценностной сферы как важного фактора формирования гармоничной личности учащихся и ее социализации в обществе.

Для обеспечения сбалансированного развития интеллектуальной и эмоционально – нравственной сферы в учебный план лицея введены такие дисциплины как психология, мировая художественная культура, риторика, краеведение.

Языковая подготовка ведется с использованием учебников Оксфордского университета по программам непрерывного уровневого образования в соответствии со стандартами Европейского Совета.   

Создана целая сеть творческих кружков: журналистики, прикладного искусства, художественного чтения, музыкальная , танцевальная и театральные студии; традиционно   приобретаются абонементы Нижегородской филармонии для учащихся 4-11 классов.

С целью развития самостоятельной творческой деятельности в 2004 году было создано научное общество учащихся. В лицее зародилась новая традиция – проведение ежегодной научно- практической конференции с представлением исследовательских работ учащихся и учителей.

Дальнейшая гуманизация учебно – воспитательного процесса предполагает развитие системы детского самоуправления. В школе создан Совет лицеистов, являющийся инициатором различных акций, праздников, члены Совета лицея принимают участие в управлении лицеем.

В практику работы лицея вошли психолого-педагогические консилиумы.

Последовательная работа педколлектива, основанная на изучении личностных особенностей учащихся, технологий современного урока, современных воспитательных технологий на психолого–педагогических семинарах и методическом семинаре “Школа учит мыслить”, обобщение и распространение опыта учителей через школьные педагогические чтения, мастер – классы   дали положительные результаты.

В 2005 г. мы уже могли наблюдать положительную динамику развития образовательного процесса в школе.

Исследование способностей к саморазвитию учителей показало:

- 79% коллег находятся в состоянии активного развития

- 21% учителей школы отличает пока не сложившаяся система развития, которая сильно зависит от условий.

Изменилась картина в социально – психологической обстановке школы:

Наметилась положительная динамика снижения авторитарности, и, наоборот, рост творческости, контактности, эмпатичности учителей школы. Данная информация подтверждается снижением процента школьной дезадаптации учащихся.

 

 

2002 - 2003 уч. годы

2003 – 2004 уч. годы

2004 – 2005 уч. годы

5 классы

35%

33%

21%

8 классы

43%

41%

32%

10 классы

75%

64%

38%

 

Родители видят картину организации школьной жизни ребенка следующим образом:

 

Да

Не совсем

Нет

1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

72

25

3

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

84

16

0

3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

72

28

0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

81

19

0

5. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

75

22

3

6. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

50

44

6

7. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

59

41

0

8. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

75

25

0

9. Новые технологии обучения, используемые в школе, создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

58

32

10

10. В школе созданы условия, которые способствуют сохранению психического здоровья нашего ребенка.

59

25

16

Последние изменения снижают остроту картины, но все участники образовательного процесса независимо друг от друга отмечают симптомы выявленных проблем, которые выстраиваются в дерево проблем:

  1. Проблема оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся.
  2. Проблема гуманизации образовательного процесса.
  3. Проблема совершенствования психолого – педагогических компетенций учителя.
  4. Проблема использования компьютерных технологий и медиатеки в процессе образования.

Таким образом, лицей способен создать условия для развития и воспитания учащихся, используя личностные ресурсы своего педагогического коллектива. В связи с этим стратегическую цель своего развития педагогический коллектив видит в превращении МОУ лицей в школу самоактуализации личности.

Модель самоактуализации личности - это модель, дающая возможность раскрыть свой творческий потенциал и осуществить переход от развития к саморазвитию, от образования к самообразованию. В связи с такой постановкой глобальной цели школа свою миссию видит в следующем:

 

1.3. Миссия школы

Миссия школы в настоящий момент состоит в воспитании и развитии человека, способного к самореализации и самосовершенствованию, способного проектировать ситуации развития и разрабатывать образовательные маршруты и программы собственного самообразования.

 

1.4. Целевые ориентации в развитии школы

Главный ориентир в работе лицея – саморазвитие и самоактуализация личности.

Современная школа избавляется от авторитарной, насильственной доминанты в характере образовательной деятельности. Приходит понимание, что всякое знание – обуза, если не появилось в результате личного интереса, если не является результатом размышления над проблемной областью деятельности. Самым эффективным может быть только развитие в процессе собственной деятельности, то есть саморазвитие.

Важнейшая цель в организации образовательного процесса лицея - проектирование маршрута образовательной деятельности ученика и профессионального развития педагога. Задача школы – организация такой образовательной среды, которая будет способствовать процессу самодеятельности учащихся, создание такой обстановки в учебном классе, “где ребенок не может не учиться” (К. Роджерс).

Главное средство в саморазвитии личности – условия и механизмы саморазвития, проектирование развивающейся образовательной среды, в том числе информационно-коммуникационных технологий. Единственно эффективный способ образовательного взаимодействия – субъект–субъектные отношения всех его участников – детей и взрослых. Свои позиции они могут согласовывать посредством диалога, определяясь в целях, правилах, правах, ответственности.

Метод управления учением - самоуправление и соуправление.

Учитель руководствуется в своей деятельности как основной ценностью интересами развития личности ребенка. Такой стиль деятельности предъявляет высокие требования к учителю, его личностным качествам и образованию.

В гуманистической педагогике нет определенных рецептов “правильного” взаимодействия, она стимулирует творческий подход, решительно отвергая такие модели поведения, в которых все заранее спланировано и не терпит импровизаций.

 В школе специальным образом спланирована интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний, которые дадут ребенку целостное представление картины мира.        

Сегодняшняя школа – школа современных информационных технологий, овладение ими будет способствовать успешной социализации ребенка.

Таким образом организованная инновационная образовательная деятельность лицея будет работать на естественный процесс развития и самоактуализации личности ребенка.

Критерии, по которым мы будем судить о создании оптимальных условий образовательной среды:

-     низкая школьная тревожность;

-     адекватная здоровая самооценка;

-     высокая познавательная мотивация;

-     толерантность в отношениях детей и взрослых;

-     физическое и психологическое здоровье;

-     приоритетное развитие эмоционально–нравственной сферы перед рациональной.

 

2.    Концептуальные положения программы

Программа развития “Школа самоактуализации личности” - стратегический документ, который позволяет проектировать этапы развития школы, формулировать цели и ценности, особенности организации образовательного процесса, прогнозировать образовательные потребности, соцзаказ на образование.

Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, способствующий результативному переходу организации в новое качественное состояние и как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.

При разработке Программы развития образовательного процесса в условиях перехода к новой модели авторы руководствовались следующими принципами: принцип развития и саморазвития, принцип прогностичности, принцип системности, принцип полноты и фундаментальности, принцип взаимодействия и сотрудничества.

В качестве ведущих идей в основе реализации концепции самоактуализации личности рассматриваются идея становления человеческого в человеке (антропологический подход) и идея соответствия целей развития личности ученика целям развития мезо- и макро-коллективов.

Гуманистические идеи в образовании имеют свои истоки в трудах отечественных ученых - гуманистов: Д.К. Ушинского, Л.С. Выготского, Н.Д. Бердяева, Л.Н. Толстого и т.д. . Начало человекоцентрированного образования за рубежом относится к 60 годам ХХ века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии: К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в случае, если школа будет служить лабораторией для раскрытия уникального “Я” каждого ребенка.

В центре концепции – понятие самоактуализации, обозначающее ту силу, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях. Взаимодействие участников образовательного процесса строится на представлении о том, что человек наделен потенциями непрерывного развития и саморазвития.

Актуализирующая тенденция – потребность в самоактуализации в динамике её проявления – причина становления человека независимым и социально ответственным. Единственный путь развития личности на основе самоактуализации – это безусловное позитивное отношение, безусловное принятие её.

Гуманистическая концепция лицейского образования означает введение практически нового типа образования, ориентированного на освоение всеми участниками образовательного процесса культуры и общечеловеческих ценностей, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческого потенциала личности как субъекта культурно- исторического процесса. Современная действительность предъявляет к школе оправданно высокие требования, что в свою очередь диктует новые цели и ценности, новое содержание образования.

Кредо школы – психологическое и физическое здоровье личности, всестороннее многообразное знание, образование, ориентированное на европейские стандарты, осуществление перехода “от человека знающего – к человеку умеющему” (В.П. Зинченко), творческому, саморазвивающемуся. Чтобы достичь этого результата, в школе необходимо создать условия для решения личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни:

·        самопознание

·        самоопределение

·        самореализация

·        саморегуляция

 

Эти четыре задачи решаются личностью в пяти основных видах деятельности:

·          сфере познания

·          сфере практической деятельности

·          сфере игры

·          сфере физического развития

·          сфере отношений.

 

Учет социального заказа общества к образованию, образовательных запросов родителей и потребностей учащихся позволяет построить модель выпускника школы как интегральную характеристику результата образовательной деятельности школы.

В нашем понимании выпускник школы самоактуализации - это гармоничная личность, живущая по принципу самодетерминации, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех.

 

Структурный портрет ученика школы

Ориентация на общечеловеческие ценности

Ответственность за свои поступки и дела

Способность к реализации “Я - концепции”

Психологическое   раскрепощение

Творческая, креативная

Интеллектуально развитая

С высоким уровнем культуры

Руководствующаяся принципом самодетерминации,

ориентация на успех


Один из путей реализации высоких притязаний школы самоактуализации связан с уровнем развития личности учителя. Учитель – качественно значимая составляющая образовательной среды, одновременно он (учитель) является и фактором развития её. Поэтому школа самоактуализации видит своим учителем личность духовно, душевно, интеллектуально богатую, способную вдохновить других для созидательной, ориентированной на общечеловеческие ценности жизни. 

Высокий уровень знаний в области преподаваемого предмета

 

 

Структурный портрет учителя школы

 

Гуманность

Гражданственность

Ответственность за себя и других

Оригинальность

Общительность

Доброжелательность

Чувство юмора

Стильность и современность

Креативное мышление

Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию

Стремление к общей и педагогической культуре

Общая эрудиция

Л

И

Ч
Н
О
С
Т
Ь

У
Ч
И
Т
Е
Л
Я

 

3. Основные направления программных мероприятий

Основными направлениями в инновационной деятельности, которые определяют развитие образовательного процесса в сторону модели школы самоактуализации личности, являются:

1. Эффективное использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.

2. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения.

3. Социальное партнерство и взаимодействие.

Эффективность использования современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий – одно из главных направлений Программы развития “ Школа самоактуализации личности”.

Актуальность выбора данного направления – требование времени.

Работа лицея в данном направлении – это цель, результат и главный критерий оценки качества образования.

Задачи направления призваны решать метапроекты: “ Интернет - ресурсный центр”, “ Модульная организация образовательного процесса”, “ Урок как среда взаимодействия”, “ Модель непрерывного уровневого языкового образования”.

 

3.1. Метапроект Интернет - ресурсный центр”

Автор: Густова Л.М.

Проблема: осознание необходимости создания и развития информационной образовательной инфраструктуры.

Задача проекта: создание “ Интернет - ресурсного центра” для развития ключевых компетенций и саморазвития  личности.

Удовлетворяемая потребность: личностно – значимая потребность учителя в овладении новыми технологиями в профессиональной деятельности, личностно – значимая потребность учащихся в повышении уровня информационной культуры.

Главный замысел проекта: удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса на основе использования информационных ресурсов, предоставляемых новыми информационными технологиями, ориентированными на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

 

Этапы проекта.

Программные мероприятия.

1. Проектно-сметная деятельность

Составление сметы

2. Материально-техническое оснащение

Приобретение и монтаж оборудования

3.Переподготовка персонала школы

-квалификационные курсы

- лекции

- практические занятия

4. Отбор содержания работы центра

- изучение опыта

- открытые уроки

- проектировочные семинары

5. Деятельность центра

- мастер – классы

- обучающие семинары

- семинары – практикумы

- внеклассная, исследовательская работа

6. Определение проблем и постановка новых задач на следующий период

- круглый стол (анализ результатов)

           

Время реализации проекта – 1,5 года.

Готовность к реализации проекта – достаточно высокая.

Необходимая поддержка: - спонсоров школы – наладка оборудования, подбор и запуск программ;

- родителей – согласованность намерений;

- учителей – поддержка, творческое участие.

Ожидаемые результаты:

- повышение профессиональной компетентности учителя;

- повышение эффективности образовательного процесса.

Способы контроля результатов:

- тестирование (уровень компетентности учителя, повышение мотивации учащихся;

- анкетирование (получение обратной связи);

- анализ качества знаний учащихся.

Прогнозирование возможных негативных результатов проекта:

- недостаточный уровень мотивации учителя к использованию ресурсов центра;

- некоторая ограниченность возможностей центра.

Способы преодоления:

- мониторинг деятельности центра;

- организация режима работы центра;

- разработка программы деятельности центра.

Ресурсное обеспечение проекта:

- подбор квалифицированных кадров для обслуживания работы центра;

- создание учебного ресурсного фонда.

 

Финансы

Этап

Стоимость

Источники финансирования

Проектные работы и ремонт

300 тыс. руб.

Бюджет. Инвестиции спонсоров

Закупка и монтаж оборудования

1 млн.500 тыс. руб.

Бюджет. Инвестиции спонсоров

Обучение персонала

150 тыс. руб.

Бюджет

Введение дополнительных ставок

20 тыс. руб.

Бюджет

3.2. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения  как основное направление в работе лицея по осуществлению замысла Программы развития имеет своей целью развитие субъектности личности ученика.

Субъектность – это способность производить изменения в мире и человеке, обретая при этом новое качество, т.е. изменяться.

Актуальность проблемы объясняется требованиями современной действительности не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным ее изменить. Поэтому сущность, назначение человеческой личности, ее возможности и ограничения, способность распоряжаться своей жизнью и жизнью мира, нести ответственность за принятые решения – это мета-цели в осуществлении данного направления.

Внимание к человеку с его индивидуальными особенностями, организация процесса самостроительства личности – главные задачи направления.

Реализация направления включает в себя метапроект “ Траектория развития личности”, мезопроект “Я” как субъектная реальность”, проекты : “Здоровьесбережение”,

 “ Портфолио как ресурс самопроектирования”, “ Самоменеджмент учителя”, “ Школа СГЛ (Светлая голова лицея)”.

 

Метапроект Траектория развития личности”

 

Авторы:  Густова Л.М., Ларикова Г.Г., Ерастова Н.В.

Проблема:    необходимость в системной организации образовательного процесса, направленного на развитие субъектности личности.

Главная задача проекта: организация человекоцентрированного образовательного процесса.

Удовлетворяемая потребность: потребность личности в самоопределении, осознание себя как субъекта гуманистической культуры.

Главный замысел проекта: оптимизация динамики развития образовательной системы через самоопределение траектории развития субъектов, участвующих в процессе.

 

Этапы реализации проекта

Мероприятия

  1. Исследование личности учителя и учащихся

 

 

 

 

 

 

 

  1. Просвещение. Профилактика.   Пропедевтика

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Создание творческих проблемных групп

 

  1. Работа проблемных творческих групп:

·        Здоровьесбережение

·        Портфолио как резерв самопроектирования личности

·        Самомененджмент учителя

·        Школа “СГЛ” (светлая голова лицея)

  1. Анализ результатов деятельности

 

 

 

 

     6. Постановка новых задач

· Мониторинг состояния здоровья учащихся

· Ведение карт наблюдения учителя (классного руководителя)

· Отслеживание развития учащихся (психологическая служба)

· Наблюдение

· Анкетирование

· Собеседование

· Система психолого – педагогических семинаров

· Психологические тренинги

· Самодиагностика

· Групповые и индивидуальные консультации

· Введение предметов культурологического цикла (МХК, психология, ритмика)

· Анкетирование

· Работа в малых группах

· Собеседование

· Проектная деятельность

· Реализация проектов

 

 

 

 

 

 

· Круглый стол

· Семинар, семинар  – практикум

· Изучение опыта

· Педсовет

· Методсовет

· Заседание творческих групп

Время реализации проекта – 2006 – 2010гг.

Готовность к реализации проекта – достаточная.

Необходимая поддержка:

  • НИРО – научное руководство, курсовая переподготовка.
  • Администрация – создание условий для работы, ресурсное обеспечение.
  • Родители – согласованность намерений, соучастие.
  • Коллеги – организация творческих групп.
  • Учащиеся – сотрудничество.

Ожидаемые результаты:

  • Гуманизация взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
  • Реализация индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
  • Положительная динамика развития образовательной системы.

Способы контроля результатов:

  • Наблюдение (психологический комфорт).
  • Тестирование (психологический комфорт, педагогические центрации).
  • Анкетирование (удовлетворенность образовательных потребностей).
  • Продукты деятельности (самореализация и самоопределение).

 Прогнозирование возможных негативных результатов проекта:

  • Отсроченность ожидаемых результатов.
  • Возможность выбора неконструктивного пути развития.
  • Эгоцентризм.

Способы их преодоления:

  • Духовно – нравственная доминанта в образовательном процессе.

 Ресурсное обеспечение проекта:

  • Методическое обеспечение.
  • Кадры.

Финансы:

  • Надбавки руководителям творческих групп      100 тыс.руб. за 5 лет Бюджет.
  • Средства для приобретения учебных пособий   28 тыс. руб. за 5 лет   Бюджет.
  • Призовой фонд НОУ                                               25 тыс. руб. за 5 лет   Бюджет.

3.3.Социальное партнерство и взаимодействие.

Выбор данного направления обусловлен объективными процессами, происходящими в обществе, - демократизацией и гуманизацией – и предполагает ориентацию на равноправное общение, взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству.

Реализация данного направления будет способствовать изменению взаимоотношений руководителя и подчиненных, осознанию себя всеми участниками образовательного процесса полноценными и полноправными субъектами управления школой, качественному коллективному решению задач школы, личностному росту и удовлетворению социальных потребностей субъектов образовательной деятельности.

Направление включает в себя метапроекты : “ Сопричастность. Сотворчество. Соуправление.”, “ Моя страна – моя семья”, “ Перспектива ( Лицей - вуз)”, “ Глобальные демократические диалоги культур”.

 

                                                    

Метапроект:    

"Со-творчество, со-причастность, со-управление"

(вариант управления развитием лицея)

 

Проблема:   необходимость в организации и осуществлении недирективного, проходящего через среду управления учебным заведением, осуществляемого по типу управленческой поддержки, фасилитации.

Главная задача проекта: организация института сотрудничества и самоуправления школой.

Удовлетворяемая потребность: личностно - значимая потребность в пересмотре “ролевого репертуара” административных лиц, субъективная потребность всех участников образовательного процесса в обновлении и развитии школы и участие в этом процессе.

Главный замысел проекта: установление диалога всех участников образовательного процесса как основного условия прогрессивного полноценного развития учебного заведения.

Этапы реализации проекта

Мероприятия

  1. Диагностика готовности к сотрудничеству
  2. Созыв общего собрания представителей участников образовательного процесса

 

 

 

 

 

  1. Подготовка нормативно – правовой базы деятельности Совета развития лицея (СР)

 

  1. Отбор содержания деятельности СР

 

  1. Разработка программы совместной деятельности

 

  1. Текущая работа СР

 

 

 

 

 

  1. Анализ результативности работы СР

 

 

8. Постановка задач на следующий учебный год

  • Анкетирование
  • Собеседование
  • Заседания МО
  • Заседания Совета лицеистов
  • Заседание общешкольного собрания родителей (по выдвижению кандидатур для представительства в Совет развития)
  • Разработка положения о СР
  • Распределение функциональных обязанностей
  • Открытая дискуссия
  • Анкетирование

 

  • Работа в малых группах

 

 

  • Заседание СР (2 раза в год)
  • Работа проблемных групп
  • Рейды
  • Участие в работе других органов управления школой

 

  • Анкетирование
  • Круглый стол

 

  • Заседание СР

 Время реализации проекта   - 2006 – 2010гг.

Готовность к реализации проекта – высокая.

Необходимая поддержка:

  • Администрация школы – создание условий для работы, сотрудничество.
  • Родители, коллеги, учащиеся – понимание, сотрудничество.

Ожидаемые результаты:

  • Становление отношений партнерства и сотрудничества участников образовательного процесса.
  • Повышение качества школьного управления.
  • Положительная динамика развития учебного заведения.

Способы контроля результатов:

  • Наблюдение (повышение мотивации достижения).
  • Анкетирование (самооценка удовлетворенности работой СР ).

Прогнозирование возможных негативных результатов проекта:

  • Рассогласованность в работе разных управленческих структур.
  • Дублирование в работе органов управления.

Способы преодоления негативных последствий:

  • Разумный баланс в организационно-управленческой деятельности разных структур.

 Ресурсное обеспечение проекта:

результаты исследований, правовое и законодательное обеспечение.

Финансы:

 персональная надбавка руководителю проекта – 25000 рублей (за 5 лет)          Бюджет.

 

3.4.Содержание программы развития образовательного процесса

на основе инновационной деятельности.

 

Содержание программы развития образовательного процесса рассматривается нами как программа инновационной деятельности. Инновационная деятельность – это деятельность, которая направлена на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики , несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям. Такая инновация оправдана, более того необходима. Не существует никакого иного пути развития, кроме как через инновации. Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ:

¾    Научно – исследовательская деятельность - получение знаний о том, как “нечто” можно сделать.

¾    Проектная деятельность – направлена на разработку инструментально – технологического знания, как на основе научных знаний необходимо действовать, чтобы сделать это “нечто”.

¾    Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов, на формирование у каждого личного знания о том, что и как они должны делать, чтобы “нечто” воплотить в практику.

¾    Инновационная деятельность предполагает решение управленческих проблем, неизбежно возникающих:

1.      Интеллектуальные, научно – методические: нахождение, придумывание новшеств, разработка инновационных проектов и т.д.

2.      Ресурсные проблемы: финансы, оборудование, кадры, время и т.п.

3.      Человеческие проблемы: формирование нового отношения в коллективе к смене режима жизнедеятельности, работа по мотивации всех членов коллектива, еще не ориентированных на развитие, преодоление неизбежного сопротивления новому и т.д.

4.      Нормативно – правовые проблемы: новые учебные планы, программы.

 Переход к новой модели школа предполагает осуществить в III этапа:

I   этап   -  2006 г.

II  этап   - 2007 – 2008 г.г.

III этап -  2009 – 2010 г.г.

 

I этап (2006 год)

Тема: От саморазвития учителя к развитию и саморазвитию учащихся в толерантной образовательной среде.

 

Цель: Организация психологически безопасной образовательной среды как необходимого условия для оптимальной самореализации личности.

            Реализация метапроектов: “Траектория развития личности”

                                                           “Модульная организация образовательного процесса”

                                                           “Модель непрерывного уровневого языкового

                                                            образования”

                                   мезопроекта: “Я” как субъектная реальность ”

                                   проектов:      “Самоменеджмент учителя”

                                                           “Здоровьесбережение”.

                                  

Ожидаемый результат: Развитие субъект – субъектных отношений в системе “Учитель - ученик”, рост профессиональной компетентности учителя, качественный рост личности учащихся.

II этап (2007 – 2008 г.г)

Тема: Соучастие, сотворчество, соуправление через специальным образом организованные условия – единое информационное пространство.

 

Цель: Создание современной образовательной инфраструктуры для активизации процесса самоактуализации личности.

            Реализация метапроектов: “Интернет – ресурсный центр”

                                                           “Сопричастность, сотворчество, соуправление”

                                                           “Урок как среда взаимодействия ”

                                   проектов:      “Портфолио как ресурс самопроектирования”

                                                           “Школа СГЛ”.

Ожидаемый результат: Активизация процесса самореализации личности посредством модернизированных информационных ресурсов.

III этап (2009 – 2010 г.г)

Тема: В мире с миром.

Цель: Создание интегрированного школьного сообщества (на базе системы взаимоотношений всех участников образовательного процесса).

            Реализация метапроектов: “Моя страна – моя семья”.

                                                           “Перспектива (Лицей – вуз)”.

                                                           “Глобальные демократические диалоги культур”.

Ожидаемый результат: высокий уровень организационной культуры образовательного пространства, благополучие субъектного мира ребенка.

           

Система мер, используемых на каждом этапе развития:

1)      Организация системы научно – практических семинаров психологической службы для развития мотивации, познания человека

 2)      Проведение системы теоретических семинаров с просветительской, пропедевтической и методической целью, способствующих развитию и саморазвитию учителя

 3)      Самодиагностика учителя в рамках групповых консультаций

 4)      Школа передового педагогического опыта “Мое педагогическое открытие”, проведение педчтений, мастер – классов

 5)      Школа классного руководителя

 6)     Школа “Успешный родитель”, школа родительско – учительско – ученической инициативы “Лидер”

 7)      Реализация программы “Здоровье”, “Лечебная педагогика”

 8)      Реализация программы “Развитие”

 9)      Реализация программы “Одаренные дети”

 10) Диагностика развития и состояния адаптации учащихся с последующими групповыми консультациями

 11) Организация научно – исследовательской деятельности учащихся и проведение научных конференций учащихся, учителей и студентов

 12) Проведение Фестиваля творчества учащихся

 13) Работа Нижегородской филармонии

 14) Работа клубов молодой интеллигенции и “Собеседник”, пресс – центра “Лицеист”

 15) Работа ученическо – учительского театра “Четвертая стена”

 16) Проведение Дня лицеиста и  Дня дублера

 17) Участие учащихся в работе лагеря “Эрудит” при ННГУ

 18) Проведение открытого экзамена по МХК


 

Программа развития “Школа самоактуализации личности”

Направления работы по Программе развития:

 

1.Эффективное использование современных образовательных информационно – коммуникативных технологий

2. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения

3.Социальное партнерство и взаимодействие

 

                                                                                                                                                                   

Метапроект “Траектория развития личности”

Мезопроект “Я” как субъектная реальность”

Подпись: Метапроект “Интернет – ресурсный центр”Подпись: Метапроект “Модульная организация образовательного процесса”Подпись: Метапроект “Урок как среда взаимодействия”Подпись: Метапроект “Модель непрерывного уровневого языкового образования” Подпись: Метапроект “Сопричастность, сотворчество, соуправление”Подпись: Проект “Здоровьесбережение”Подпись: Проект “Портфолио как ресурс самопроектирования”Подпись: Проект “Самоменеджмент учителя”Подпись: Проект “Школа СГЛ (светлая голова лицея)”Подпись: Метапроект “Моя страна – моя семья”Подпись: Метапроект “Перспектива” (лицей - вуз) Подпись: Метапроект “Глобальные демократические диалоги культур” 

 

   Срок реализации – 5 лет

 Срок реализации – 1 год

4. Характеристика образовательной и организационно – управленческой системы лицея как школы самоактуализации личности.

Работа по трем направлениям в реализации Программы развития будет способствовать повышению уровня организационной культуры лицея и созданию среды , в основе которой лежит персонализация, идентичность и уникальность личности.

Для реализации данной Программы была создана временная организационная структура. Создание матричной структуры данного типа позволит существенно повысить гибкость управления, определит функционал всех субъектов, разрабатывающих, реализующих и контролирующих программу.

Методический совет

Совет развития

Руководитель метапроекта

Рабочая группа

Рабочая группа

Рабочая группа

Руководитель проекта

Руководитель проекта

Руководитель проекта

Руководитель метапроекта

Руководитель метапроекта

Директор школы

Совет лицеистов

Психолого – педагогический консилиум 

Психолого – педагогический консилиум

Педагогический совет

                                                                         Методобъединение

Родительский комитет

Методическое объединение

Методическое объединение

Методическое объединение

Подпись: Служба социального педагога Подпись: Зам директора по научно – методической работе Подпись: Зам директора по основной школе Подпись: Зам директора по старшей школе Подпись: Зам директора по воспитательной работе

Учителя

 

Основные функции управления инновационными процессами.

 Функции директора:

1.      Стратегический анализ и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе.

2.      Мониторинг изменений в образовательной политике, в территориальной образовательной системе.

3.      Системный проблемно - ориентированный анализ состояния и тенденций изменения в образовательной системе лицея.

4.      Планирование, организация, руководство и контроль разработки целевой Программы развития лицея.

5.      Выработка курса инновационной образовательной политики     школы, инновационных проектов, нормативной документации.

6.      Планирование, руководство и контроль исследовательской работой лицея.

7.      Организация разработки нового учебного плана, программно-методического обеспечения.

8.      Организация ресурсного обеспечения инноваций.

9.      Анализ и оценка эффективности инновационной деятельности и обновленной образовательной среды.

Функции заместителя директора по научно-методической работе:

1.Мониторинг образования в лицее, разработка и внедрение новых инновационных процессов.

2.Проблемный анализ действующей системы управления в свете актуальных и перспективных требований.

3 Проектирование новой системы управления инновационными процессами.

4 Организация новой системы управления инновационными процессами, контроль         реализации инновационных процессов.

5 Организация исследовательской работы, руководство научно-методическим советом.

6 Организация деятельности методической службы, опытно- экспериментальной работы, методических объединений, творческих групп для решения этапных , разовых инноваций .

Функционал заместителя директора по учебной работе:

1.    Организация разработки нового учебного плана.

2.    Организация разработки нового программно-методического обеспечения.

3.    Экспертиза нового программно-методического обеспечения.

4.    Организация изучения и обобщения опыта инновационной деятельности в лицее.

Функционал заместителя директора по воспитательной работе:

1.Обеспечение функционирования педагогического процесса и воспитательной деятельности в условиях инновационных изменений.

2.Контроль качества образования личности учащихся.

Функционал работников психологической службы и социального педагога:

1. Психолого-педагогическая диагностика качества образовательного процесса.

  1. Проблемный анализ инновационного процесса.
  2. Определение перспективных задач ( совместно с заместителем директора по научно-методической работе).
  3. Организация психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса.
  4. Диагностика состояния психологического здоровья, саморазвития и успешной социализации учащихся.
  5. Финансовое и ресурсное обеспечение программы “Школа самоактуализации личности”.

 

Направление (этапы)

Мероприятия (состав действий)

Источники финансирования

Стоимость (цена)

Тема:

I.От саморазвития учителя к саморазвитию учащихся в толерантной образовательной среде.

2006 г.

1. Организация научно – практических семинаров психолого – педагогической службы

2. Проведение методических семинаров

3. Проведение мастер – классов, педчтений

4. Научно исследовательская деятельность учителей, учащихся

5. Проведение олимпиад, конкурсов

6. Проект “Интернет - ресурсный центр”

 

 

15000руб.

 

15000руб.

 

2000руб.

 

25000руб.

 

25000руб.

2млн. руб.

 

 

Бюджет

 

Бюджет

 

Бюджет

 

Бюджет

 

 

Бюджет

Тема:

II.Информационно-коммуникационное взаимодействие через создание единого информационного пространства. 2007 – 2008г.г.

7. Курсы повышения квалификации

8. Учебники, программы, методические пособия

9. Проект “Траектория личности”

 

40000 руб.

 

1млн.руб.

 

 

Бюджет

 

Бюджет

Бюджет

Спонсоры

 

Тема:

III. В мире с миром.

2009 – 2010 г.г.

 

10. Оснащение оборудованием кабинетов, столовой

 

11. Приобретение технических средств

 

12. Печатная реклама

 

13. Проект “Сопричастность, сотворчество, соуправление” (вариант управления развитием лицея)

 

1млн. руб.

 

 

1млн.руб.

 

30000 руб.

 

25000 руб.

 

Бюджет

Спонсоры

 

Бюджет

Спонсоры

Бюджет

Спонсоры

Бюджет

Спонсоры

Директор школы Л.М.Густова в течение двух лет участвовала в работе семинара “Экспериментальное моделирование и представление программ развития образовательного учреждения” с участием А.М. Моисеева, В.И.Слободчикова по кафедре педагогики и образовательных технологий НИРО (свидетельство № 162 в объеме 216 часов).

Программа развития “Школа самоактуализации личности” утверждена на заседании педсовета № 15 от 16 декабря 2005 г. и прошла экспертизу на базе НМЭС НИРО (экспертное заключение № 160 от 21 декабря 2005 г.)

Научно- методический экспертный совет НИРО рекомендовал программу развития МОУ лицей г. Бора на 2006 – 2010 гг. к организации инновационной образовательной деятельности в данном образовательном учреждении.

 Авторы – разработчики программы: Л. М. Густова, Г. Г. Ларикова, Н.В.Ерастова.

                                                   Директор лицея                                                                   Л.М.Густова