Лицей г.Бор 
              Нижегородская обл.                                            
                                                              

 

Устав МОУлицей г.Бор 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 1.1. Муниципальное образовательное учреждение лицей г. Бор (далее по тексту - лицей) создано в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и (или) государственных образовательных стандартов к основным образовательным программам.

1.2. Полное наименование лицея - муниципальное образовательное учреждение лицей г. Бор.

       Сокращенное наименование – МОУ лицей г. Бор

1.3. Место нахождения лицея.

Юридический адрес: 606443, Россия, Нижегородская область, г. Бор, ул. Коммунистическая, д.11.

Фактический адрес : 606443, Россия, Нижегородская область, г. Бор, ул. Коммунистическая, д.11.

1.4. Учредителем     лицея является      Администрация Борского       района Нижегородской области,   именуемая    в дальнейшем – Учредитель. Место нахождения Учредителя: 606440, Нижегородская область, г. Бор, ул. Ленина, д. 97.

Отношения лицея с Учредителем определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.5. Организационно-правовая форма – учреждение.

1.6.Лицей, являясь юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет право:

-       на ведение финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса; 

-        на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации;  

     - на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации,   с момента выдачи лицензии.

1.7. Лицей  имеет самостоятельной баланс и лицевые счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1.8. Лицей осуществляет ведение бухгалтерского учета и предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.9. Лицей обладает на праве оперативного управления закрепленным за ним обособленным имуществом, собственником которого является Комитет по управлению муниципальным имуществом Борского района (далее по тексту - Собственник).

1.10. Лицей отвечает по своим обязательствам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.11. Лицей в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, нормативными актами Учредителя, договором с Учредителем и настоящим Уставом.

1.12. Лицей вправе создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений) в целях развития и совершенствования образования, которые действуют в соответствии со своими уставами.

1.13. В лицее создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.

1.14.Лицей самостоятелен в формировании своей структуры, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов.

Филиалы лицея создаются, реорганизуются, переименовываются и ликвидируются Учредителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.15. Лицей несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

-         невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

-         реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом  и графиком учебного процесса;

-          качество образования своих выпускников;

-         жизнь и здоровье обучающихся и работников лицея во время образовательного процесса;

-         нарушение прав и свобод обучающихся и работников лицея ;

-         иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

1.16. Учреждение имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

Глава 2. ЦЕЛИ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,

ТИПЫ И ВИДЫ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

 

2.1. Основными целями лицея являются: 

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;

- осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ основного и среднего общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественнонаучного профилей;

-  развитие творческих способностей обучающихся, потребности в получении современного уровня знаний, саморазвитии;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательным программ;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;

-  формирование духовно-нравственной личности обучающихся;

2.2. Лицей осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

2.3. Для реализации основных задач лицей имеет право:

 - самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы и учебные планы с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и (или) государственных образовательных стандартов к основным образовательным программам;

- самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

- самостоятельно разрабатывать и утверждать по согласованию с Учредителем годовой   учебный план;

- определять учебную нагрузку и расписание занятий обучающихся, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

- определять список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе;

- выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания обучающихся;

- выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;

- реализовывать программы дополнительного образования детей и оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами к основным образовательным программам;

- привлекать дополнительные финансовые источники, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан;

- координировать в лицее деятельность общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенных законом;

- апробировать инновационные образовательные технологии, научные и учебно-методические пособия.

2.4. Типы и виды, реализуемых образовательных программ.

     В лицее реализуются:

-  общеобразовательные программы основного общего образования – нормативный срок освоения – 5        лет;

-  общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования – нормативный срок освоения – 2 года;

-   общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов:

§        физика;

§        математика;

§        экономика;

§        химия;

§        биология.

-     программы дополнительного образования детей следующих   направленностей:

§       научно-технической (срок освоения 1-2 года);

§       художественной (срок освоения 2 года);

§       естественнонаучной (срок освоения 1 год);

§       физкультурно-спортивной (срок освоения 1-2 года);

§       социально-педагогической (срок освоения 1 год);

§       военно-патриотической (срок освоения 1 год);

§       эколого-биологической (срок освоения 1 год);

2.5. Формы получения образования:              

-         очная;

-         в форме семейного образования;

-         самообразования;

-         экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

2.6.Для всех обучающихся в лицее действуют   учебный план   и образовательная    программа, включающие обязательный минимум содержания основных   образовательных программ.
        При   освоении   общеобразовательных   программ   в  формах, предусмотренных настоящим Уставом, обучающийся или родители (законные представители) знакомятся с   нормами оценки знаний, умений и навыков обучающегося по каждому предмету, иными     документами,     регламентирующими    организацию образовательного процесса в избранной форме.
         В приказе по лицею и в личном деле обучающегося отражается форма освоения общеобразовательных программ в соответствии с заявлением   совершеннолетнего   гражданина   или   родителей   (законных представителей)   несовершеннолетнего   обучающегося.   
2.7. Все   данные   об обучающемся  вносятся в журнал того класса (группы), в котором он будет числиться, или оформляется журнал индивидуальных занятий.
2.8. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в   форме экстерната, в контингент обучающихся не зачисляются, но учитываются в отдельном делопроизводстве. Данная образовательная деятельность регламентируется Положением об экстернате.
2.9. На    основании   медицинских    рекомендаций, личного заявления родителей (законных представителей) лицеем организуется индивидуальное обучение на дому для лиц, временно не посещающих занятия, по индивидуальному учебному плану и расписанию. Порядок индивидуального обучения детей на дому регламентируется локальным актом «Положение об организации специального образования на дому в Борском районе».

2.10. Лицей может организовать обучение по индивидуальным учебным планам в рамках федерального государственного образовательного стандарта.     

                  

                                                                                                                                                                                                                                                                 

Глава 3.  ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 

3.1. Обучение и воспитание в лицее ведутся на русском языке.

3.2. Прием обучающихся в лицей производится в соответствии с

 « Положением о порядке приёма, перевода, оставления общеобразовательного учреждения обучающимися, исключения обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений Борского района ».

3.3. При приёме обучающихся лицей знакомит родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3.4. Зачисление обучающихся в лицей осуществляется на основании следующих документов:

-   заявления на имя директора лицея;

-    личного дела с годовыми оценками, заверенного печатью Школы;

-    медицинской карты;

-    выписки текущих оценок по всем предметам, заверенной печатью Школы. (При   переходе в течение учебного года);

3.5. Зачисление обучающихся  в 10 класс, окончивших 9 классов и поступавших в другие учебные заведения, имеют право поступления в 10 класс на общих основаниях, то есть при наличии в 10 классе «свободных» мест на момент подачи заявления (менее 25 человек в классе).

3.6. Зачисление обучающихся в 10 класс осуществляется на основании следующих документов:

-    заявления на имя директора лицея;

-    аттестата об основном общем образовании;

-    свидетельства о рождении или паспорта обучающегося;

-    медицинской карты обучающегося.

3.7. Зачисление обучающихся оформляется приказом директора лицея.

3.8.   Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными программами, будет осуществляться в соответствии с ними до завершения обучения.

3.9. Осуществление образовательного процесса.

Общее образование является обязательным и включает в себя две ступени:

2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 –6 лет) – обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) - является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

3.10. На 2-ой ступени (8 и 9-е классы) и 3-ей ступени (10-11 классы) обучения в лицее создаются классы с углубленным изучением предметов. Содержание и организация образовательного процесса в классах с углубленным изучением предметов регламентируется Положением о классах с углубленным изучением предметов, Положением о спецкурсах.

3.11.   При создании необходимых условий, по желанию обучающихся   и их родителей (законных представителей) в  дополнение к обязательным предметам в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности  вводятся предметы по выбору самих обучающихся.

 3.12. Требование обязательности общего образования применительно к   конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

3.13. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Управления народного образования администрации Борского района обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить лицей до получения общего образования.

3.14. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего лицей до получения основного общего образования, и Учредитель в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

3.15. По решению Совета лицея за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава лицея допускается исключение из образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

3.16. Исключение обучающегося из лицея применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в лицее оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование лицея.

3.17. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

3.18. Лицей незамедлительно обязан проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

3.19. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с Учредителем и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

3.20. Текущий контроль успеваемости обучающихся лицея осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл – 2, максимальный балл - 5). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося.

 Промежуточные оценки в баллах выставляются в 5 - 9 классах за четверти, в 10 - 11 классах за полугодие.

3.21. Ежегодная промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах: контрольные работы, контрольные срезы, тестирование, собеседование, защита проектов, зачеты, экзамены.

3.22. Обучающиеся 8 – 11 классов - победители и призеры районных и областных предметных олимпиад - освобождаются от сдачи экзамена по соответствующему предмету промежуточной аттестации за 1 полугодие. 3.23.   В конце учебного года выставляются годовые оценки. В случае несогласия обучающегося  его родителей (законных представителей) с годовой оценкой, обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной Педагогическим советом лицея, который определяет формы, порядок и сроки проведения аттестации. Решение Педагогического совета по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом директора лицея .

3.24. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется локальным актом «Положение о формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся».

3.25. Лицей работает в соответствии с законодательством Российской Федерации и согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

3.26.Лицей работает в условиях   6 - дневной рабочей недели. Выходной день - воскресенье.

3.27. Учебный год в лицее, как правило, начинается с 1 сентября.

Продолжительность учебного года – не менее 34 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

 Обучение осуществляется в одну смену. Начало занятий  в 8 часов.

3.28. Расписание занятий, продолжительность уроков и перерыв между ними устанавливается расписанием занятий и режимом дня, утвержденными директором лицея в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся: вторая и третья перемены – 15 минут, четвертая – 20 минут, остальные - 10 минут.

Расписание занятий кружков, студий, секций, факультативов, спецкурсов составляется отдельно от обязательных занятий. Между началом факультативных занятий, спецкурсов, кружков, студий, секций и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

3.29. В учебном плане лицея количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, не может быть ниже количества часов, определенных государственным учебным планом, учебные нагрузки обучающихся не должны превышать установленных санитарно-гигиенических требований.

3.30. Количество классов в лицее определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

3.31. При проведении занятий по иностранному языку и технологии на второй и третьей ступени общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам.

3.32. Обучающиеся на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года. Лицей обязан создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

3.33. Обучающиеся на ступенях основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают получать образование в иных формах.  Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета лицея.  3.34. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. 3.35. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся в   соответствии с федеральным законодательством РФ. 3.36. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 3.37. Результаты единого государственного экзамена признаются лицеем как результаты государственной (итоговой) аттестации. 3.38. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения. 3.39. Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты,  лицеем выдается справка установленного образца. 3.40. Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую аттестацию). 3.41. Выпускникам лицея после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью лицея. 3.42. Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, награждаются в установленном порядке золотой или серебряной медалью. 3.43. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов». 3.44. Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные и годовые отметки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении». 3.45. Платные дополнительные образовательные услуги и порядок их предоставления. Лицей оказывает платные дополнительные образовательные услуги: §    обучение  по дополнительным образовательным программам,  §    преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, §    занятия с обучающимися  углубленным изучением предметов, §  консультации психолога для населения района и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами   и федеральнымигосударственными образовательными стандартами и (или) государственных образовательных стандартов. Доход от указанной деятельности лицея использует в соответствии с уставными целями. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются Учредителем в его бюджет. Лицей вправе оспорить указанное действие Учредителя в суде.  Порядок предоставления платных дополнительных образовательных услуг принимается Советом лицея и оформляется соответствующим локальным актом «Положение о платных дополнительных образовательных услугах ». 3.46. Порядок регламентации и оформления отношений лицея, обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется договором между администрацией и родителями (законными представителями). 3.47. Воспитательная работа в лицее ведется с учетом пожеланий родителей (законных представителей), интересов и склонностей, обучающихся на принципах добровольности и самостоятельности выбора деятельности. Задачи воспитания обучающихся   реализуются в совместной творческой деятельности педагогического, ученического и родительского коллективов, детских общественных организаций   и общественности. Для этих целей в лицее создаются одновозрастные и разновозрастные  объединения обучающихся по интересам (клуб, студия, секция, кружок). Деятельность объединений регулируется Положением о дополнительном образовании детей в лицее 3.48. С учетом направленности программ дополнительного образования детей занятия могут проводиться индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные и разновозрастные. Обучающиеся могут посещать несколько объединений. Наполняемость групп 12- 15 человек (за исключением хоровых, танцевальных коллективов) в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими нормами. 3.49. Лицей организует профилактическую работу по предупреждению безнадзорности, преступности, правонарушений несовершеннолетних, пропагандирует здоровый образ жизни. С этой целью в школе действует Совет профилактики, деятельность которого регламентируется Положением о Совете профилактики лицея. 3.50. Создания условий для развития творческих способностей и самореализации личности обучающихся, совершенствование работы с одаренными детьми, вовлечение школьников в исследовательскую и проектную деятельность в лицее обеспечивается организацией работы научного общества учащихся – НОУ. Эта деятельность  регламентирована Положением о научном обществе обучающихся, Положением о школьных олимпиадах по образовательным предметам. 3.51. Трудовая деятельность обучающихся организуется с учетом местных условий и потребностей. Она включает общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, природы. Обучающиеся при отсутствии медицинских противопоказаний имеют право выбирать любой из этих видов деятельности. Привлечение обучающихся без их согласия и согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 3.52. С целью выработки у детей трудовых навыков в лицее проводится летняя трудовая практика на основании Положения о летней трудовой практике обучающихся лицея с согласия родителей (законных представителей). 3.53. Обучающиеся лицея имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 3.54. Охрана здоровья обучающихся. Лицей создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, обучающихся. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляет медицинский персонал МУЗ « Борская ЦРБ» на договорной основе, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно- профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Лицейпредоставляет помещение с необходимым оборудованием в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами. Питание обучающихся в лицее осуществляется организациями общественного питания или любыми другими организациями по договорам в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания, утвержденным директором, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области. Контроль за качеством питания обучающихся и санитарное техническое состояние столовой возлагается на директора лицея.        Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на директора лицея. 3.55. В целях обеспечения защиты интересов семьи и детей в удовлетворении потребностей в отдыхе, реализации прав детей на оздоровление, полноценный отдых и досуг в лицее может быть организован лагерь с дневным пребыванием. Деятельность лагеря определяется Положением о лагере с дневным пребыванием.     Глава 4. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ.      4.1. Использование объектов собственности, закрепленных Учредителем за лицеем. За лицеем в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с ее уставом Учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие Учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Земельный участок закрепляется за лицеем в порядке, установленном законодательством. Объекты собственности, закрепленные Учредителем за лицеем, находятся в ее оперативном управлении. Лицей несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ней собственности. Муниципальная собственность, закрепленная за лицеем, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за лицеем, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и лицеем или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и Учредителем, если иное не предусмотрено этим договором. 4.2. Лицею принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников. Лицей отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности у лицея   указанных средств ответственность по ее обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за лицеем, в порядке, определяемом законом. 4.3. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности лицея. Лицей самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в органах казначейства.  Финансовые и материальные средства лицея, закрепленные за ней Учредителем, используются ею в соответствии с Уставом и изъятию   не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством РФ. 4.4. Источники и порядок формирования имущества лицея. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов лицея являются: §        собственные средства Учредителя; §        бюджетные и внебюджетные средства; §         имущество, переданное лицею собственником или    уполномоченным органом; §        средства родителей (законных представителей), полученные за предоставленные обучающимся дополнительные платные образовательные услуги; §        добровольные пожертвования физических и юридических лиц;  §        доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности; §        другие источники в соответствии с действующим законодательством.   4.5. Осуществление предпринимательской и иной приносящий доход деятельности. К предпринимательской и иной приносящий доход деятельности лицея относятся: §        торговля покупными товарами, оборудованием; §        оказание посреднических услуг; §        долевое участие в деятельности других учреждений и организаций; §        приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; §        ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. В своей предпринимательской и иной приносящей доход деятельности лицей руководствуется законодательством РФ в области предпринимательской деятельности. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность лицея не должна идти в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной Уставом.      Глава 5. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ.                     Управление лицеем осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом лицея. 5.1. Компетенция Учредителя. Компетенция Учредителя в области управления лицеем определяется в договоре между ними, который не может противоречить Закону РФ « Об образовании», «Типовому положению об общеобразовательном учреждении» и настоящему Уставу.   Учредитель: §        создаёт, реорганизует или ликвидирует лицей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; §        утверждает Устав лицея, дополнения и изменения к нему; §        содействует в установленном порядке проведению аккредитации лицея; §        определяет основные направления развития лицея; §        формирует целевые заказы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов; §        осуществляет финансирование образовательной деятельности в рамках установленных контрольных цифр; §        оказывает лицею консультационные и методические услуги в организации образовательного процесса; §        представляет и защищает интересы лицея в органах государственной власти и управления, судебных органах; осуществляет контроль за использованием лицеем выделяемых ей Учредителем средств и соблюдением других обязательств. §        обеспечивает перевод обучающихся в иные учреждения с согласия родителей (законных представителей), в том числе, в случаях аннулирования лицензии на право ведения образовательной деятельности. Учредитель имеет право: §        осуществлять контроль за исполнением лицеем законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, Устава и контрольных нормативов лицензии, а также за его образовательной и финансово-хозяйственной деятельностью; §        прекращать финансирование лицея в случае лишения лицензии и (или) свидетельства о государственной регистрации; §        приостанавливать своим предписанием деятельность лицея до решения суда при нарушении им законодательства Российской Федерации в области образования и (или) его Устава; §        выполнять другие управленческие функции в отношении лицея, возложенные на него действующим законодательством Российской Федерации     5.2. Структура, порядок формирования органов управления лицея, их    компетенция. Управление лицеем строится на принципах единоначалия, самоуправления. Формами самоуправления являются: §             Совет лицея;                                                               §              Педагогический совет; §             Родительский комитет; §             Совет лицеистов. 5.3. Высшим органом самоуправления лицея является Совет лицея, осуществляющий общее руководство лицеем, деятельность которого определяется  Положением о Совете лицея. Он состоит из 11 членов в следующем составе:  5 представителей педагогического коллектива лицея, 5 представителей родителей обучающихся лицея и 1 представитель от обучающихся старших классов, избирающихся на соответствующих собраниях. В Совет лицея входит по должности директор лицея, который председательствует на заседаниях Совета лицея. Делегаты с правом решающего голоса избираются собраниями коллективов учащихся II и III ступеней школы, педагогов и других работников школы, родителей (законных представителей). Председатель и секретарь избираются из числа участников Совета лицея. Решения Совета лицея оформляются протоколом. Полномочия Совета лицея:               ·        принимает Устав лицея и вносит в него необходимые изменения;   ·        устанавливает структуру управления лицеем и изменяет ее;   ·        обсуждает содержание годового публичного отчетного доклада лицея, принимает резолюцию по итогам обсуждения. Заседание Совета лицея созывается не реже 2-х раз в год. Внеочередные заседания в случаях, не терпящих отлагательства, созываются председателем Совета лицея либо по требованию не менее половины членов Совета лицея. Заседание Совета лицея считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов Совета лицея, включая директора лицея. Решения Совета лицея считаются принятыми, если за решение проголосовало более половины членов  Совета лицея от их списочного состава. Решение  Совета лицея оформляется протоколом, который хранится в делах лицея. Решения Совета лицея   являются обязательными для всех участников образовательного процесса. Совет лицея определяет план своей работы по разным направлениям деятельности, участвует в обсуждении локальных актов лицея, касающихся защиты прав и обязанностей обучающихся, обсуждает Устав лицея, изменения и дополнения к нему, организует работу по проведению различных мероприятий, акций и конкурсов, рассматривает предложения, поступающие от учащихся и выносит их на обсуждение на Педагогический совет. 5.4. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей в лицее действует Педагогический совет - коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников лицея. Педагогический совет под председательством директора  лицея: ·        обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; ·        организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, рассматривает вопросы аттестации педагогических работников в установленном порядке; ·        принимает решения о форме проведении промежуточной аттестации; ·        принимает решения о переводе обучающегося в следующий класс, об условном переводе в следующий класс, а также по согласию с родителями (законными представителями) обучающегося о его оставлении на повторное обучение в том же классе или продолжении обучения в иных формах; ·        принимает решение об исключении обучающихся; ·        принимает решение о награждении выпускников лицея золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении" и похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов"; ·        обсуждает годовой календарный учебный график; ·        принимает локальные акты лицея. Педагогический совет Школы созывается директором по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Внеочередные заседания Педагогического совета проводятся по требованию не менее одной третей педагогических работников лицея. Решение Педагогического совета лицея является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников лицея и если за него проголосовало более половины присутствовавших педагогов. Процедура голосования определяется Педагогическим советом лицея. Организацию выполнения решений Педагогического совета осуществляет директор лицея и ответственные лица, указанные в решении. Деятельность Педагогического совета определяется Положением о Педагогическом совете. 5.5. По инициативе родителей в лицее создан и действует общешкольный Родительский комитет. К компетенции общешкольного Родительского комитета относится: ·        содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса; ·        координация деятельности классных родительских комитетов, других родительских сообществ; ·        проведение разъяснительной и консультативной работы среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях; ·        содействие в проведении школьных мероприятий;  ·        участие в мероприятиях по подготовке лицея к новому учебному году; ·        совместно с администрацией лицея контроль организации и качества питания обучающихся, медицинского обслуживания; ·        содействие администрации лицея в организации и проведении общешкольных родительских собраний; ·        рассмотрение обращений родителей в свой адрес по вопросам, отнесенным к компетенции общешкольного родительского комитета, либо по поручению администрации лицея; ·        участие в разработке локальных актов по вопросам, отнесенным к компетенции общешкольного родительского комитета; ·        содействие организации безопасных условий обучающихся соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм; ·        взаимодействие с общественными и иными организациями по вопросам пропаганды лицейских традиций, уклада жизни лицея; ·        взаимодействие с педагогическим коллективом лицея по вопросам профилактики правонарушений среди обучающихся; ·        организация и участие в мероприятиях по вопросам оценки результативности образовательной программы лицея. В своей работе родительский комитет руководствуется Положением о родительском комитете. 5.6. В классах создаются родительские комитеты для планирования и организации совместной деятельности и решения неотложных задач. 5.7. В лицее на добровольной основе создан орган ученического  самоуправления, Совет лицеистов, деятельность которого определяется Положением о Совете лицеистов. Лицей признает представителей ученических организаций, представляет им необходимую информацию, допускает к участию в заседаниях органов самоуправления лицея при обсуждении вопросов, касающихся прав и интересов обучающихся. 5.8. Собрание трудового коллектива лицея собирается по мере надобности, но не реже 1 раза в год. Собрание трудового коллектива лицея вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины сотрудников, для которых лицей является основным местом работы. Решения Собрания трудового коллектива лицея принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников. Процедура голосования определяется Собранием трудового коллектива лицея. К исключительной компетенции Собрания трудового коллектива лицея относятся:  § принятие решения о необходимости заключения коллективного договора; ·  образование органа общественной самодеятельности — Совета трудового коллектива - для ведения коллективных переговоров с администрацией лицея по вопросам заключения, изменения, дополнения коллективного договора и  контроля за его выполнением; · утверждение проекта коллективного договора со стороны работников; · заслушивание ежегодного отчета Совета трудового коллектива и администрации лицея о выполнении коллективного трудового договора; · избрание в комиссию по трудовым спорам представителей работников лицея; · выдвижение коллективных требований работников и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. 5.9. Непосредственное управление лицеем осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Учредителем в порядке, установленном федеральным законодательством. Должностные обязанности директора лицея не могут исполняться по совместительству. Обязанности директора могут совмещаться с научным или методическим руководством. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности лицея, не входящие в компетенцию органов самоуправления лицея и  Учредителя. Директор: - действует (без доверенности) от имени лицея, представляет его интересы во    всех Российских и иностранных организациях, органах государственной  власти и местного самоуправления; - заключает договоры, в том числе трудовые, муниципальные контракты,  выдает доверенности; - пользуется правом распоряжения имуществом и средствами лицея в    пределах требований, установленных законом; - утверждает структуру лицея и штатное расписание, графики работы и    расписание занятий; - осуществляет прием и увольнение работников, налагает дисциплинарные     взыскания и применяет меры поощрения; - назначает своих заместителей по согласованию с Учредителем; - распределяет обязанности между работниками лицея, утверждает    должностные инструкции; - распределяет учебную нагрузку; - устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников     лицея; - издает приказы обязательные для всех работников и обучающихся лицея; - утверждает локальные акты лицея; - решает другие вопросы текущей деятельности лицея, не отнесенные к компетенции Учредителя либо органов самоуправления лицея. 5.10. Обязанности работников лицея регламентируются должностными инструкциями. 5.11.Трудовой коллектив лицея составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. 5.12. Педагогический и учебно-вспомогательный коллектив лицея формируется на основе трудового договора. Трудовой договор включает в себя определение условий труда, обязанностей сторон, условий оплаты труда, условий расторжения договора и иное, предусмотренное законодательством о труде Российской Федерации. 5.13. Выполнение других работ и обязанностей оплачивается по дополнительным договорам, кроме случаев, специально предусмотренным законодательством. 5.14. Квалификационная категория педагогических работников лицея определяется на основании решения аттестационной комиссии соответствующего уровня. 5.15. Ставки работников лицея устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации. Порядок распределения средств стимулирующей части фонда оплаты труда работников лицея устанавливается комиссией по материальному поощрению и закрепляется в Положении о премировании и материальной помощи работникам лицея, Положении о расходовании средств фонда экономии заработной платы лицея. Указанные Положения согласовываются с профсоюзным комитетом и доводятся до сведения работников.          Размеры доплат, надбавок, премий работникам пределами не ограничиваются, определяются дифференцировано в зависимости от результатов деятельности, в первую очередь – от качества обучения и воспитания детей. Выплаты стимулирующего характера начисляются в процентном отношении от ставки заработной платы и производятся за фактически отработанное время. 5 .16. Прием, перевод и увольнение работников лицея в соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ осуществляется директором лицея.  Дополнительными основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации до истечения срока трудового договора (контракта) являются: §              повторное в течение года грубое нарушение Устава лицея; §              применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться без согласия профсоюза. 5.17. Порядок изменения Устава. Устав принимается решением Совета лицея квалифицированным большинством (не менее 3/4голосов членов от списочного состава) с последующим утверждением Учредителем и государственной регистрацией в установленном законом порядке. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся в том же порядке, что и его принятие. 5.18. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.  При реорганизации лицея в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к лицею юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения лицей вправе осуществлять определенные в ее уставе виды деятельности на основании лицензии и  свидетельства о государственной аккредитации, выданных лицею, до окончания срока действия лицензии и свидетельства. При изменении статуса лицея и его реорганизации в иное образовательное учреждение лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу, если федеральным законом не предусмотрено иное. 5.19. Ликвидация  лицея может осуществляться: ·        в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для муниципальных образовательных учреждений;    ·        по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующим уставным целям.         Глава 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.   6.1. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники лицея. 6.2. Права и обязанности участников образовательного процесса должны соответствовать международным стандартам в области прав человека, в частности, Всеобщей Декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, а также действующему законодательству РФ и не противоречить им. 6.3.         Обучающиеся имеют право на:  ·        получение бесплатного общего образования ( основного, среднего (полного) в соответствии с федеральными государ­ственными образовательными стандартами и( или) государственными стандартами к основным образовательным программам; ·        обучение в соответствии с федеральными государственными образо­вательными стандартами и  (или) государственными образовательными стандартами к основным образовательным программам на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебном пла­нам; ·        на ускоренный курс обучения; ·        бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки лицея; ·        получение дополнительных ( в том числе платных) образовательных услуг; ·        участие в управлении лицеем в форме, определяемой настоящим Уставом; ·        на уважение своего человеческого достоинства, на свободу сове­сти и информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. 6.4. Обучающиеся обязаны: ·        соблюдать Устав лицея, ·        добросовестно учиться, ·        бережно от­носиться к имуществу учреждения, ·        уважать честь и достоин­ство других обучающихся и работников лицея, ·        выпол­нять требования работников лицея по соблюдению правил внутреннего распорядка. Дисциплина в лицея поддер­живается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение ме­тодов физического и психического воздействия по отноше­нию к обучающимся не допускается. Учащимся запрещается курение в стенах и на территории лицея. 6.5. Родители (законные представители) обучающихся имеют право: ·        выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования; ·        защищать законные права и интересы ребенка; ·         принимать участие в управлении лицея в форме, определяемой настоящим Уставом;  ·        обратиться с письменным заявлением к директору лицея, который обязан в установленный законом срок (не позднее, чем через месяц) дать письменный ответ; ·        вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития лицея. 6.6. Родители (законные представители) обучающихся обя­заны:  ·        выполнять Устав лицея в части, касающейся их прав и обязанностей; ·        несут ответственность за воспитание своих детей; ·        обеспечивают получение детьми основного общего образования и создают условия для получения ими среднего (полного) общего образования;  ·        заботятся о культуре внешнего вида ребенка (школьная форма, прическа и т.д.);  ·        несут ответственность за бережное отношение обучающихся о к государственной собственности. 6.7. Педагогические работники лицея имеют право на: ·        участие в управлении лицеем в порядке, определяемом настоящим Уставом; ·        защиту профессиональной чести и достоинства.  ·        на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной лицеем, методов оценки знаний обучающихся,      ·         выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным лицеем.  ·        на повышение квалификации; в этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации; ·        на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации; ·        на социальные гарантии и меры социальной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К педагогической деятельности в лицее допускаются лица, имеющие образовательный ценз, определяемый Типовым положением об общеобразовательном учреждении.    К педагогической деятельности в лицее не допускаются лица, которым указанная деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР.    Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством Российской Федерации.     Глава  7. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ.   Лицей издает следующие локальные акты, регламентирующие ее  деятельность: - Положение о Совете лицея; - Положение о Педагогическом совете;  - Положение о Совете лицеистов  - Положение о классах с углубленным изучением предметов; - Положение о спецкурсах; - Положение о научном обществе учащихся; - Положение о формах и порядке промежуточной аттестации   обучающихся; - Положение о методическом объединении учителей;  - Положение о школьных олимпиадах по образовательным    предметам; -Положение о дополнительном образовании детей; - Положение о платных дополнительных образовательных услугах; - Положение о лагере с дневным пребыванием; - Положение о летней трудовой практике обучающихся лицея; - Положение о Совете профилактики; - Положение о родительском комитете; - Положение о расходовании средств фонда экономии заработной     платы работников лицея; - Положение о премировании и материальной помощи работникам           лицея; - Правила поведения обучающихся в лицее;   Локальные акты лицея не могут противоречить настоящему Уставу. Если лицей принимает локальные акты помимо перечисленных, они подлежат регистрации в установленном порядке. Устав муниципального образовательного учреждения лицея г. Бор принят Советом лицея.